Внимание! Большинство материалов и фотографий данного проекта является результатом архивных поисков и полевых работ авторов. При перепечатке активная ссылка на данную страницу обязательна! ПЕТРОВ ГОРОД,"НАБ ОТПРАВИТЬ ОБЪЯВЛЕНЬЕ ВО ПЕТРОВ ГОРОД" - НАЗВАНИЕ ГОРОДА В ПЛАЧАХ ИРИНЫ ФЕДОСОВОЙ НАПОМИНАЕТ ПО ЗВУЧАНИЮ "НОВГОРОД"... ЭТА СТРАНИЦА - О ЖИЗНИ ФЕДОСОВЫХ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ |
*
УЛИЦА КУЙБЫШЕВА НОСИЛА БОЛЬШЕ ВСЕГО ИМЕН: СНАЧАЛА ОНА БЫЛА СОЛОМЕНСКОЙ, ПОТОМ ЖУКОВСКОГО, ПОТОМ ЗИНОВЬЕВА, ПОТОМ ШОТМАНА, ТАК ОТМЕЧЕНО В ОДНОЙ ИЗ СТАТЕЙ САЙТА СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ КАРЕЛИИ...НА ОДНОМ ИЗ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОРТАЛОВ ЖУКОВСКОГО И СОЛОМЕНСКАЯ РАЗВЕДЕНЫ: СОЛОМЕНСКАЯ НАЧИНАЕТСЯ ПОСЛЕ СОВРЕМЕННОЙ УЛИЦЫ ЕРЕМЕЕВА. А ЕРЕМЕЕВА - ЭТО ШИРОКАЯ (БОЛЬШАЯ?) СЛОБОДСКАЯ, ЕСТЬ ЕЩЕ И МАЛАЯ - О НЕЙ РЕЧЬ НИЖЕ.НА АРХИВНОЙ КАРТЕ 1854 ГОДА ЭТО УЛИЦА ЖУКОВСКОГО.
. С ИМЕНЕМ ИРИНЫ ФЕДОСОВОЙ"...И быдто белочки солдатушки поглядывают,И быв упалы серы заюшки посматривают..."О визите царственных особ в казармы (конец 19 века)"... Был уже 4-й час дня, когда Великий Князь направился в батальонные казармы, расположенные на самом берегу Онежского озера; вследствие ремонтирования казарм батальон стоял подле лагерем в палатках. На плац вызвана была вторая рота, для проверки гимнастики и фехтования. Бойко и красиво исполнили солдатики свое дело; удары в фехтовании наносились отчетливо, метко. Его Высочество подробно осмотрел казармы и лагерь, со всеми хозяйственными заведениями. Осведомившись о том, что деревянные казармы зимой холодны, столовые тесны, а подле проходит скотопрогонный тракт, причиняющий подымаемою им пылью глазную болезнь чинам батальона, Великий Князь просил сопровождавших Его Высочество губернатора и городского голову принять соответствующие меры. «Прошу вас, господа, – сказал Великий Князь, – содействовать к улучшению казарменной обстановки батальона: всякое ваше участие к нижним чинам приму я за выражение вашего внимания лично ко мне». Городской голова ответил ручательством за все общество в том, что желание Его Высочества будет исполнено [12 Обещание, данное городским головою, было выполнено к 1885 году (Примеч. автора).]". Затем были осмотрены лечебные учреждения.Какие казармы посетили высокие гости, мы не можем сказать с точностью. Ведь в Петрозаводске есть и Казарменная улица, на которой еще стоят дома 19 века! Это казармы завода, где жили рабочие. Название "Скотопрогонный" на слуху. По берегу озера мог проходит подобный "тракт". Его Высочество посетил лечебницу - именно в это время и именно в Слободке началось строительство больничного городка.У Ирины Федосовой есть упоминание и о пыли, кружащейся летом у казармы.Когда Федосовы в 1865 году переехали в город, начальником губернии велась борьба с бродящим где попало скотом. Владельцев коров готовы были штрафовать, а вот свиньи отправлялись сразу в...Тюремный замок - на корм арестантам. "Прогулки животных - прекратить!" "Во всяком благоустроенном городе скот по улицам не ходит!" - сокрушался губернатор. Для "удобства" в городе были проложены деревянные тротуары - " шириной аршин высотой 1/5 аршина".Городских кладбищ было много. И В районе Красной и Еремеева, и проспекта К. Маркса, и ТК "Лента", были грузинское, немецкое, еврейское кладбища....Может, была и "Варварка"?Святая Варвара, Новгород, 15 векВ Великой Губе, в Яндомозере находится Варваринская церковь в форме башни, именно в башню, по преданию, за красоту была заточена Св. Варвара. Наблюдая мир из окна темницы, Варвара пришла к вере в Бога, тайно приняла крещение и была убита язычниками. Есть и здесь и Никольская. В народе говорили о декабрьских днях: «Варвара ночи перебила, и дня приточила, а Николай морозом присушив», "Никола да Варвара рядом ходят". Возможно, речь не о Петрозаводске. Иконы Варвары есть в двух Соборах города в в Екатерининской церкви.
*
*
ГДЕ ЭТА УЛИЦА,ГДЕ ЭТОТ ДОМ?..
Перекресток ... мнений!... Вот этот дом! Дом был здесь?..Сверяясь с картой...Мы - Шлиманы петрозаводской Трои!КолонкаИщем телефонную будку...Там, где когда -то стояла телефонная будка, теперь транспортная площадка "Онего-палас", а до будки это было место, где старожилы - тогда еще ребятишки - гоняли в футбол! На памяти старожилов и то, как мальчишки забирались по этому столбу!Если с другом вышел в путь...Взглянем с другой стороны...Полевой дневникЛегко ли жить в объекте культурного наследия?Двухметровый колодец во дворе дома зарастает мхами...КУЗНЯ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ"ОНА СКОРО-ТО ПОШЛА ВО НОВУ КУЗНИЦУ, СКОВАЛА ТОПОРЫ БУЛАТНЫЕ..."НО ВО ВРЕМЕНА ИРИНЫ ЭТОЙ КУЗНИ ЕЩЕ НЕ БЫЛО: ЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ОТНОСЯТ К КОНЦУ 19 ВЕКАВ книге Приклонского(стр. 47-48) мы находим описание пищи того времени: в пост ели рыбу, репу, пили репный квас, хлеб пополам из овсяной и ржаной муки. Праздничный стол лучше: блины из овсяной муки, овсяный кисель, молоко. Пьют контрабандный кофе из Финляндии, очень плохой. Мяса и чая почти не знают. Женщины большие охотницы сажать картошку, но эта культура еще мало распространена. Любое понижение урожая грозит голодом. У Ирины Федосовой как еда негодная упомянуты "сухарики" дпа "водушка со ржавушкой". Но на Рождество, когда ходили по домам и "славили Христа" из белого теста делали разных животных: коров, лошадей, зайцев, кошек, собак и т.п. , об этом пишет Барсов (Барсов Е. Из обычаев обонежского народа: 1) Славление. 2) Святочные увеселения // Олонецкие губернские ведомости Ч. неофиц. 1867. №2 . С.30.) Этот обычай, с которым боролись священники, странным образом возрождается в наши дни.Фарфоровое блюдо и ваза под "алмазную грань". Выставка "В доме старом, в доме чудном...", 2012. Такие до сих пор хранятся в частных домах Петрозаводска.В Старом городе, под дождем...Ты и я - только мы вдвоем...А здесь была - мертвецкая... то есть - покойницкая... Экскурсия в Старый город*
*** Туманно красное солнышко, туманно, Песенник 1780 года, часть I, стр. 184. *** "Вот у Мани красно солнышко. Оно Во тумане... Во печали, во печали красна девушка, В большой заботе. Взвещевало мое сердце, Взвещевало зло-реливо, Мне-ка не сказало. Сердце слышало Велику над собой невзгоду, Что вконец моя головушка, Видно, погибает...
*
*
* СтолярноеиплотницкоеремеслоА кому топор? А кому лучковку!Циркули-угольнички, подходите, плотнички!Без плотника не обошлось!..Крестьянский дом.Семейный архивДва фото из семйного архиваПримерно середина 20 века*
СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ ЯКОВА ФЕДОТОВА МОГЛА БЫТЬ ТАКОЙ...Итак, в конце 19 века в Петрозаводске было более 20 столярок и несколько находилось в слободе*
*
* НА СЛАВНОМ СИНЕМ ОНЕГУШКЕ
"ВСТРЕЧА" С ДРОТАЕВСКИМ
СМЕРТЬ ЯКОВА«Придет горе — найдется и причет»
*
ПОРТРЕТ БАРСОВА*
*
*
*
*
*
* *
*
*
Первая остановка - Святодуховский СоборМариинская - Карла Маркса*
СОВРЕМЕННАЯ УЛИЦА КУЙБЫШЕВАКафе на КуйбышеваНа улицеСЕННАЯ ПЛОЩАДЬ - ГОСТИНЫЙ ДВОР ("КАРЕЛИЯ-МАРКЕТ")
* *
* ВТОРАЯ ОСТАНОВКА - ДОМА КУПЦОВ ФЕРШУКОВЫХ И СЫВОРОТКИНЫХ
*
ЕЛЕНА ИЦИКСОН:
Когда-то с улицы в первый этаж существовали входы, ныне заложенные снизу и превращенные в окна.
*
* *
ПРИСТАНЬ
* **СЛОБОДА"Свобода", название говорит само за себя. О свободных нравах Слободы говорит и появление в 1904 году на Малой Слободской ...еврейской синагоги!Строительство шло с большим трудом. Мешали бюрократизм, бесконечные согласования, бедность и малочисленность местной общины евреев - потомков служивших на Неглинке в 70-80 годы 19 века солдат. Именно их, осевших после службы в Петрозаводске, считают основателями общины. Наконец в начале века место было найдено. Как уже упоминалось, это было "пол-места и место №43" на Малой Слободской. Территория так много значила потому, что синагога по правилам должна находится в отдалении от христианской церкви - а церковь было в губернской больнице. В числе жертвователей - «несколько фамилий почетных лиц Петрозаводска, принадлежащих к христианскому вероисповеданию», «это, как нельзя лучше, характеризует добрые отношения, существующие между местными евреями и христианами», отмечалось в "Олонецких Губернских Ведомостях"..В конечном счете все трудности удалось преодолеть, и, как можно понять из дошедших до нас свидетельств, в 1904 г. синагога на улице Малой Слободской была построена. В Слободе жило много евреев, это были портные, сапожники, часовых дел мастера, шапочники, слесари, переплетчики, кузнец, красильщик, колбасный мастер, фотограф, мелкие торговцы, 6 купцов.Синагога была очень красива, здание двухэтажное, светло-бежевого цвета, с цветными окнами, двери с медными ручками. Были хедер (на фото из Википедии) и миква.
А в середине 19 века солдаты, обустраивающие здесь казармы, обнаружили еще более древний клад, а другой — в 1957 году на улице Свирской: 300 монет XVI-XVII веков.!Фото из Интернета. Синагога начала 20 века. Так могла выглядеть и петрозаводская синагога...Она находилась в "месте №43" на Малой Свободской и сгорела примерно в тоже время (20 г.г. 20 века), что и самые старые деревянные церкви-соборы города...*
*
*
НА НЕГЛИНКЕ: ЗДЕСЬ СТОЯЛ "ПИЛЬНЫЙ ЗАВОД"
*
ПодворьеРАНЬШЕ ЗДЕСЬ БЫЛА ЧАСОВНЯНа Малой СлободскойВсе дело в следахПерекусПарочка щенятВ той же слободе |
ОТГАДАЙТЕ!KROCCBORD.htmПетрозаводск примерно за десятилетие до приезда Ирины Федосовой. Нет еще - как нет и теперь - Святодухоского собора. Зато украшение набережной - Константиновский 30 - метровый маяк у пристани в 70 сажен длиной. Каменные домики на Владимирской набережной - так она именовалась в 19 веке - были разрушены в Великую Отечественную, и на их месте разбит парк (посажены тополя руками горожан). Рисунок по гравюре из книги Дашкова авторов проекта.В Петрозаводске, на Соломенской...Фото авторов проекта Обратите внимание на улицу Ирины Федосовой. Места Петрозаводска, связанные с именем народной поэтессы.Памятная доска на здании гимназии - теперь в этом здании "Дом кантеле" (рядом с музеем ИЗО)УЛИЦА ИРИНЫ ФЕДОСОВОЙ - БЫВШАЯ ВОЕННАЯСОВРЕМЕННАЯ ГОСТИНЦА В РАЙОНЕ мАЛОЙ сЛОБОДЫ, НА УЛИЦЕ фЕДОСОВОЙУлица Федосовой раньше называлась Военной. Возможно, дом, где жили Ирина и Яков Федосовы, стоял здесь. Этой версии придерживается большинство исследователей, с которыми мы побеседовали. Но точных доказательств ни у кого нет.Однако, в "Плаче о холостом рекруте", мы (Карина Широкова - автор "находки") обнаружили довольно любопытные строки. Зная, что Ирина Андреевна часто описывала реальные события, они, на наш взгляд, своеобразный указатель:"И как я да была в городе Петровскоем,И хоть недолгой я была поры да времечки,Хоть одну жила уречную неделюшку,И насмотрелась на несчастных я головушек,И на победну горьку жизнь я на солдатскую!".Улицы, находящиеся рядом - Военная, Солдатская слобода. В самом плаче - яркое описание пребывания солдат в казармах "злодийного города" - Петрозаводска, который упомянут в плаче 12 раз!.В самом большом по объему из опубликованных в «Избранном» плаче примерно на 14 страницах из 57 от лица соседки, у которой брат отдан в рекруты и которая неделю прожила в Петрозаводске, навещая его в казармах, рассказывается о горькой участи «солдатушек».«… И быдто белочки солдатики поглядают, и быв упалы серы заюшки посматривают» через решетки казармы, избиты спины, подбиты «очушки», «исколочена голова», вода для питья – «со ржавушкой». Свирепые ротные кричат по-звериному. "Комендеры" нерусские. Вот имена командиров, например, Олонецкого 14 пехотного полка с 1869 по 1895 год: Шильдер-Шундер, Черемзин, Миркович, Москалиц, Мек, Айгустов, Пакллен, Мау. Новобранцы выстроены в «шариночки», в лицо им дуют ветры на палящем крещенском морозе. Соседка часами ходит у «казарм казенных», задаривая «караульщиков». Из пожарных труб, из бочек с ключевой водой караульщики окачивают причитывающих женщин – «надрыгаясь» над ними. Можно, конечно, и понять этих "шутников" - вот с какими словами обращается к ним в плаче героиня Ирины Федосовой: "Когда бреют лоб, мать вопит:Будьте прокляты, злодеи супостатные!Вергай скрозь землю, некресть ты поганая!..И кабы мне да эта бритва навостеная,И не дала бы я злодийной этой некрестиИ над моим ноньку рожденьем надрыгатися!И распорола бы я груди этой некрести,И уж вынула бы я сердце тут с печенью,И распластала бы я сердце на мелки куски,И я нарыла бы корыто свиньям в месиво,А и печень я свиньям на уеданьице!"
Пожарные трубы, применяемые против причитальщиц, вызывают ассоциацию с разгоном демонстрации. Во второй половине 60 годов, отмечает Чистов, набор в армию резко увеличился. Солдаты давали клятву об отречении от родных, за укрывательство рекрута следовало зверское наказание.Бывали случаи, когда солдаты убивали своих "комендеров" - на станции Петрозаводск была несохранившаяся могула солдата местной команды, убившего своего фельдфебеля (Забытая могила // Красная Карелия. 1926. 8 июля)Соседка «вопит» 12 раз. Близким она советует сделать портрет солдата, от боли разлуки поможет и молитва «Миколе многомилостивому» - не только "крестьянскому заступнику", но и покровителю моряков, рекруты на Онего становились матросами .
Бараки-казармы. Петрозаводск. 1915 год. Фото Прокудина-Горского библиотеки имени Б.Н. Ельцина Военная, возможно, так и называлась потому, что здесь находились казармы – это была окраина города, в стародавние время был Градский вал (см. нижн). То есть описание казарм на Военной вполне могло быть картинкой с натуры. На архивной карте 1854 года по Неглинке расположены военные объекты, склады. В Национальном архиве мы нашли подтверждение того, что казармы были здесь: петрозаводский мещанин Никита Степанович (Мут)ковский осуществлял забой скота Олонецкой губернии на скотобойне "за солдатской казармой у озера "Онего", указывают архивные документы 1882-1883 года. Скотобойня терпит убытки. У старшего научного сотрудника музея-заповедника "Кижи" Б. Гущина мы нашли упоминание о том, что здесь же постоянно стоял Петрозаводский резервный полк - и сюда плакать по рекрутам приходила Ирина Федосова! Ох, не простой, не "идиллически-столярной", была жизнь Ирины Андреевны в Петрозаводске!И. Репин. Проводы новобранца"Хоть и честен солдат, да шинель на нем вор".Несладкой была и жизнь солдата." За богом молитва, за царем служба не пропадут!" - но отставные рекруты доживали жизнь в богадельнях, в губернии искали беглых солдат из далекой Сибири, подделывались "контр-квитанции" от службы в армии. "Солдат не брат", - приговаривала Ирина Федосова, - "с солдатом дружись, а за топор держись!". Солдаты пили и дрались, убивали хозяек постоялых дворов, двое ограбили Соломенскую и Деревянскую церкви, но, сообщает газета "Олонецкие Губернские Ведомости" - похищенные крест с финифтью и две серебряных тарелки были обнаружены и возвращены. В той же газете сообщается о наборе в рекруты. 15 января 1865 года открылся рекрутский набор. Закончен 22 января, раньше срока. Рекруты отправлены бесплатными общественными подводами в город, купцы угощали их водкой и белыми калачами, батюшки кропили святой водой. |
ПОДВЕДЕНИЕИТОГОВКОНКУРСАСТИХОВСОСТОЯЛОСЬ В ДЕНЬГОРОДА,НАШ СТИХ В ЧИСЛЕ ДРУГИХ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОПУБЛИКОВАН В СБОРНИКЕ "И БУДЕТ ПОМНИТЬ ВСЯ РОССИЯ..." ГДЕ-ТОЗДЕСЬВ 19 ВЕКЕНАШЛИКЛАДМОСТЧЕРЕЗНЕГЛИНКУА ЕЩЕВ СЛОБОДЕБЫЛАСИНАГОГАНА СПАСО-КИЖСКОМ ПОДВОРЬЕ |
"Там, где озеро-лукошкоБрызжет клюквою зарниц,Где мочёною морошкойВеют щеки водяниц,На земле Корелы трудной,От лукавого - к беде,Девки песенки подблюдныЗатевали в Слободе.
|
Закружило, полетело:Чужедальня сторона,Замело дорогу мелом,Звёзд не стало, ночь темна.
|