Видео- и музыкальная страница проекта
|
"СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ" (РИМКИЙ-КОРСАКОВ; МРАВИНСКИЙ)"ПОХВАЛА ПУСТЫНЕ". ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ.СЛУШАЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО!Увертюра к опере "Садко", в которой также были использованы напевы Ирины Федосовой. В Петрозаводске же, с горечью отмечал Барсов (Причитания, с. 30-31) "мы не встретили живой души", которая бы носила истинную преданность музыкальному искусству и готова была преодолеть силу обычая, чтобы хотя бы записать нотами напевы Ирины Андреевны... Но в волшебном, магическом мире музыки великого композитора им нашелся уголок.Один из исследователей определил мировоззрение северянина как "религиозный рационализм". "Се лев, а не собака" - писали на иконах никогда не видевшие львов иконописцы. В ходе работы над проектом мы несколько раз отмечали эту особенную черту в том числе и у жителя Заонежья. Вместе с тем, здесь, в краю беглых раскольников, беспоповщины, где божественное было разлито во всей природе, из уст в уста передавалась легенда о Беловодье — счастливой стране «на далеких островах», «земном царстве Божьем". «Страна Беловодье не сказка, но явь", — гласит предание.
Дверь церковного дома на Вытегорской, Петрозаводск, апрель 2012 года. Лев - иносказательно - один из евангелистов."Львиные" ворота на Красной площади. Москва, 2012 год. Фестиваль Русского языка.Похожее предание, повествующее о невидимом граде Китеже, бытует и в среде староверов, нашедших приют в глухих северных лесах. В тяжелые времена иноземного нашествия «ушел» Китеж в воды «светоносного озера Светлояра», дабы уберечь от забвения и поругания свои святыни. Сокрыт Китеж только от суетного, поверхностного взгляда, недоступным он остается для восприятия физических глаз — свои сокровенные тайны открывает лишь духовному взору. *"В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ея не знает утоления», писал один из знаменитых русских философов двадцатого века.Пасхальное яйцо. Экспонат выставки "В доме чудном, в доме бедном...", март 2012 г.Кижи и Китеж разделены географически. Китеж, по легендам, ушел под воду озера Светлояр, что в Нижегородской губернии, во времена нашествия Батыя...Скрылся, исчез от врагов, но звон колоколен и сегодня идет со дна этого озера.Кижи, Заонежье, тем не менее, именно посредством Ирины Федосовой оказываются в связи с таинственным Китежем, очень прозаической "связи" - композитор Римский-Корсаков использовал напевы Федосовой в своей опере "Сказание о невидимом граде Китеже"... К. СЛУЧЕВСКИЙ. В ЗАОНЕЖЬЕ
Ветр сотни на три одинокий, Готовясь в дебрях потонуть, Бежит на север неширокий, Почти всегда пустынный путь.
Порою, по часам по целым, Никто не едет, не идет; Трава под семенем созрелым Между колей его растет.
Унылый край в молчаньи тонет... И, в звуках медленных, без слов, Одна лишь проволока стонет С пронумерованных столбов...
Во имя чьих, каких желаний Ты здесь, металл, заговорил? Как непрерывный ряд стенаний, Твой звук задумчив и уныл!
Каким пророчествам тут сбыться, Когда, решившись заглянуть, Жизнь стонет раньше, чем родится, И стоном пролагает путь?!Заонежье - Край отшельников, скитальцев. Сюда бежал люд от врагов, сюда шли монахи...Здесь развивалась великая новгородская школа иконописи...И здесь - еще одна очень интересная взаимосвязь! - находился "духовный Китеж" старообрядческого движения! Там, где река Выг впадает в Белое море, находился знаменитый Даниловский монастырь, уничтоженный еще в девятнадцатом веке. Это был центр духовной, и, возможно, научной, жизни Севера. Монахи, например, изучали произведения некоего Луллия, которого называют "Гегелем Средневековья"! В конце девятнадцатого века в Петрозаводске, по сообщению А. Пашкова, историка, был найден список церковной книги монастыря с пометкой "Писано учеником Михайло Ломоносовым". Это дало предположение, что в Выгореции, в Даниловском старообрядческом монастыре учился будущий российский академик. Влияние монастыря было огромно.Возможно, Римский-Корсаков совсем неслучайно обратился к напевам именно заонежской плачеи...ЗАОНЕЖЬЕ - ЭТО ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИКОННЫХ ОБРАЗОВ, ЛИКОВ, КОТОРЫЕ В ТЕ ВРЕМЕНА СОПРОВОЖДАЛИ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНЬЯ ДО САМОЙ СМЕРТИ...В Карелии была распространена новгородская школа иконописи, которая имеет ряд своих особенностей. Новгород для Заонежья вообще был духовной прародиной, о образ "досюльной Новгородчины" в творчестве Ирины Федосовой исследователи называют "крестьянсклой социальной утопией" - или еще одним Китежем... Марка 2009 года
"Где ведь жалобно-то солнце пропекае,Там ведь прежняя родима наш сторона,Наша славна сторона новогородская!Когда Новгород ведь был неразореной,И ко суду были крестьяна не приведены,Были люди тогда да не штукавые,Не штуковы они были - запростейшие;Как судьи да в тую пору да не молодые,Пожиты да мужики были почетные,Настойливы оны да правосудливы,Были добры у них кони иноходные,Были славны корабли да мореходные,Буде што да в прежни времена случалося,Соберется три крестьянина хоть стоющих,Промеж ду-другом они да рассоветуют,Как спасти да человека-то помиловать,По суду ли то теперичка по-божьему,По этим -то законам праведливыим,Тыи времечка прошли да не видаюча,Тыи годы скоротались не слыхаюча!Наступили бусурманы превеликие,Разорили они славный Новгород!Вси тут придались в подсиверну сторонушку,На званы острова да эты Кижские,Во славное во обчество во Толвую!Послыхайте словеса наши старинные,Заприметьте того, малы недоросточки!.."Из "Плача о старосте"
Кроме того, старообрядчество, беспоповщина были, как и в Европе - ереси, религиозным выражением крестьянства против духовного, политического и экономического закабаления. Попы назначалаись властью - а до этого "обчество" выбирало священнослужителей. "Не обманывай, не в церкви", - говорят попу заонежане (Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877)Икона Неопалимая купина, конец 17 в., Заонежье, музей-заповедник КижиИкона из Преображенской церкви Спасо-Кижского погостаБожией Матери Знамение, русская икона первой четверти XVIII-го в. иконостас Преображенской церкви Кижского монастыря Вместе с тем, на Севере бытовало огромное количество полуязыческих обрядов, с которыми официальная церковь борется и по сию пору... "На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Если кто-то надолго уезжал из дома, было приято завязывать одну часть красной нити у него на запястье, а другую класть под половик, чтобы не забыл путешественник дорогу к родному дому", пишет один из исследователей. "В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг". На Святки разыгрывались скоморохами довольно неприличные сценки, с блестками грубого, непристойного юмора, в стихах, которые нужно было оттарабанить как можно быстее и без запинки. Одна из таких истории, "О коне и коневале", была записана фольклористами в деревне Падмозеро. Газета "Олонецкие Губернские Ведомости" 9 января 1965 года, год приезда семьи Федосовых в Петрозаводск, пишет,что нигде так не распространен, ни в одной губернии, святочный обычай, как здесь - переодеваются, колядуют, делают из теста дары - зверей, коров, коз, в обмерзлом платье бегут из проруби-иордани в Собор! Не одобряла церковь и причет. А вот этот факт - просто поразителен! Житель Олонецкого района Г. Мельников рассказывал о белках, которые появляются перед войной. Автор проекта слышал об этом в детстве от матери. А в книге В. Дашкоа этот образ упомянут еще в 1842 году! "Множество белок в лесу почитают за признак близкой войны. Уверяют, будто перед 1812 годом появилось столько белок, что они стаями бегали с городах по улицам и рассаживались по крышам домов"северный китеж - пальостровский монастырьПальостровский Рождественский монастырь был основан в 14 (15) веке валаамским монахом Корнилием. Он расположен в 6 км от Толвуи, на берегу Онежского озера. В сентябре в этих краях недели три дует ветер - "палеостровец". Некоторое время монахом Палейострова был старец Зосима - один из основателей Соловецкого монастыря, рожденный в Толвуе. В 17 веке монастырь стал местом заключения Павла Коломенского, который мог быть избран патриархом Руси. - Соответственно, одного из противников Никона, задумавшего церковную реформу, По преданиям староверов, он именно здесь был тайно убит по приказу Никона. Сюда, на Север, стали бежать старообрядцы-раскольники, находя немало сочувствующих. В конце 17 века, в 1687 году, 4 марта, на территории монастыря произошло страшное событие. Некто Омелка Иванов, уже судимый за бунтарство и побывавший в Сибири, сумел захватить монастырь. К нему в скором времени стеклось до 2700 староверов, готовых к самосожжению, так как ходили слухи о близком конце света. Из Олонца были брошены отряды для расправы со староверами. Однако те вооружились кольями, копьями, бердышами, ружьями, а потом еще и вморозили в лед Онего косы-горбуши, так что олончанам на помощь был отправлен посредничеством московских властей отряд из Новгорода. Мятежные староверы укрылись в трапезной, в храме и подожгли себя. Сам Омелка не сгорел с братией: выбравшись и подхватив оклады икон и казну монастыря, он стал скрываться среди жителей Заонежья, которые ему помогали. Монахи говорили, что Омелка - чародей, обольщающий народ адским зельем, сваренном из сердец убитых младенцев. Омелке вновь удалось захватить монастырь и организовать новое самосожжение. Однако на этот раз спастись ему, скорее всего, не удалось: есть сведенья, что сотоварищи не дали ему уйти. В 18 веке монастырь пришел в упадок. К этому времени правительство активно боролось с раскольниками, но порядка 20 000 человек погибли в огне за несколько веков. Но по-прежнему среди верующих была популярна Церковь Рождества Богородицы, куда направлялись паломники. О ключах с целебной водой пишет и Ирина Федосова. В 1928 году монастырь был разрушен. Сейчас в Пальострове живут 4 монаха. Сожжение Павла Коломенского. Миниатюра XIX в. Интересное поэтическое повествование о Карелии и "Заонеге" оставил декабрист Ф. Глинка. Его поэмабыла оценена Пушкиным высоко. "Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, может быть, самый оригинальный", - писал он в связи с нею (Лит. газ. - 1830. - No 10. - 15 февр.).Образом невидимого Китежа так и веет от стихов Глинки...ФЕДОР ГЛИНКА. ОТРЫВКИ ИЗ ПОЭМЫ "КАРЕЛИЯ" Пуста в Кареле сторона , Безмолвны Севера поляны; В тиши ночной, как великаны, Восстав озер своих со дна, В выси рисуются обломки - Чуть уцелевшие потомки Былых, первоначальных гор. Но редко человека взор Скользит, заходит в их изгибы. Одни, встревожась, плещут рыбы, Иль крики чаек на водах Пустынный отзыв оживляют. Порою на пустых брегах, Сквозь млечновидные туманы, Мелькает тень перед огнем, Иль в челноке, златым столпом, Огонь... Их хлеб с сосновою корой; Зимой им нравятся игрища: Там сельской тешатся игрой, Без музыки, под песнью длинной Свой хоровод разводят чинной. Им милы яркие цветы: И желтый, красный, густо-синий В одеждах праздничных горит На девах и сынах пустыни. И часто жемчуг им дарит Поток гремучей Повенчанки Где легковерная форель Хватает с жадностью приманки И, скрывшись под густую ель, Карелец сметливый и ловкий Стреляет белок из винтовки...Гремит на ясном небе гром, И хлынул в мир разврат, как воды, И, мнится, воздух стал грехом!.. Почто смущаются народы? Искать блаженства где? и в чем? Повсюду пламенным мечом Сечет обиженная совесть И тлеют заживо сердца; Ни в чем желанного конца! Все - недосказанная повесть... . . . . . . . . . . . . . .На сойме едет Заонега,Сам надувает паруса.А кто на камени у брегаСидит и чешет волоса?То водяник! И вдруг не стало!..И не колыхнется вода!Что ж под водою заблистало?Сады, деревни, города,Жемчуг, хрустальные дорогиИ золоченые мосты.И в этом царстве красотыСидел монарх, на троне, строгий.Он строг, но светел он умом.И, как вода, он чист.
И духиДолговолосые по нем -Правдивы все, умны... Но сухиИ в обхождении своемСтрах как неласковы.Все честностьДа правоту при них храни.Зато грядущего безвестностьЧитают, как букварь, они!Они не терпят в человекахЖеманства, чванства, хвастовства,Двумыслия в полунамеках,Притворства, лжи и удальства.В лице - стыдливость, даже томность,Будь в нраве тихость и, с умомБольшим, во всем большая скромность!.Но где ж сыскать все это? В ком?..Господь повел меня из града В пустые дальние поля, Костей мертвела там громада, Белелась от костей земля; Глухой, безгласный и могильный Лежал раскат пустой страны: Ни звезд, ни солнца, ни луны, Ни жатвы, класами обильной, - В какой-то полутемноте Всё тлело в страшной наготе. И Бог сказал: "Сын человека! Воззри на груды сих костей!..Небес в лазоревом стекле Вдруг ангелов я слышу голос, И мне казалось, на земле Меня держал лишь тонкий волос. Земное стало все мечта, Ничтожество и суета!.. Как высь от ангелов светлела! Как их дружина сладко пела! Я на себе не слышал тела! Я стал легок, эфирен сам И полный дивного покою: Сдавалось мне, тогда рукою Я мог коснуться небесам!.. Увы! От жизненной работы Мне труден стал наземный путь, И, от докучливой заботы Болея, наболела грудь. Напойте ж песен мне, святыни, Жильцу безгорестной тиши! Я буду их в земной пустыни Беречь, как счастие души!.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .В этом краю, который так поэтичное описал в дни детства Ирины Федосовой знакомый Пушкину поэт Глинка, в краю легенд, сказок и молений рождалось ее творчество, ее образы.АВТОРСКИЕ ПРАВАКИЖСКИЕ ИКОНЫ: САЙТ МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ"ИКОНЫ "НЕБА" ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ"Выставка "Небеса Заонежья" Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях, составленное В. Дашковым.-СПб.,1842.-222 с.
|