"Хоть над озером пустым-пусто, 

В светлом озере, как в зеркале, опрокинут виден

Стольный град…"

.

Видео- и музыкальная страница проекта

 

 

"СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ" (РИМКИЙ-КОРСАКОВ; МРАВИНСКИЙ)

 

"ПОХВАЛА ПУСТЫНЕ". ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ.
СЛУШАЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

 

 

Увертюра

к опере "Садко", в которой также

были использованы напевы Ирины Федосовой.

  В Петрозаводске же, с горечью отмечал Барсов (Причитания, с. 30-31) "мы не встретили живой души", которая бы носила истинную преданность музыкальному искусству и готова была преодолеть силу обычая, чтобы хотя бы записать нотами напевы Ирины Андреевны... Но  в волшебном, магическом мире музыки великого композитора им нашелся уголок.

Один из исследователей определил мировоззрение северянина как "религиозный рационализм". "Се лев, а не собака" - писали на иконах никогда не видевшие львов иконописцы. В ходе работы над проектом мы несколько раз отмечали эту особенную черту в том числе и у жителя Заонежья. Вместе с тем, здесь, в краю беглых раскольников, беспоповщины, где божественное было разлито во всей природе, из уст в уста передавалась  легенда о Беловодье — счастливой стране «на далеких островах», «земном царстве Божьем". «Страна Беловодье не сказка, но явь", — гласит предание. 

Дверь церковного дома на Вытегорской, Петрозаводск, апрель 2012 года. Лев - иносказательно - один из евангелистов.
"Львиные" ворота на Красной площади. Москва, 2012 год. Фестиваль Русского языка.

Похожее предание, повествующее о невидимом граде Китеже, бытует и в среде староверов, нашедших приют в глухих северных лесах. В тяжелые времена иноземного нашествия «ушел» Китеж в воды «светоносного озера Светлояра», дабы уберечь от забвения и поругания свои святыни. Сокрыт Китеж только от суетного, поверхностного взгляда, недоступным он остается для восприятия физических глаз — свои сокровенные тайны открывает лишь духовному взору.

 

*

"В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ея не знает утоления», писал один из знаменитых русских философов двадцатого века.

Пасхальное яйцо. Экспонат выставки "В доме чудном, в доме бедном...", март 2012 г.

Кижи и Китеж разделены географически. Китеж, по легендам, ушел под воду озера Светлояр, что в Нижегородской губернии, во времена нашествия Батыя...Скрылся, исчез от врагов, но звон колоколен и сегодня идет со дна этого озера.

Кижи, Заонежье, тем не менее, именно посредством Ирины Федосовой оказываются в связи с таинственным Китежем, очень прозаической "связи" - композитор Римский-Корсаков использовал напевы Федосовой в своей опере "Сказание о невидимом граде Китеже"...

 К. СЛУЧЕВСКИЙ. В ЗАОНЕЖЬЕ 

Ветр сотни на три одинокий,
Готовясь в дебрях потонуть,
Бежит на север неширокий,
Почти всегда пустынный путь.

Порою, по часам по целым,
Никто не едет, не идет;
Трава под семенем созрелым
Между колей его растет.

Унылый край в молчаньи тонет...
И, в звуках медленных, без слов,
Одна лишь проволока стонет
С пронумерованных столбов...

Во имя чьих, каких желаний
Ты здесь, металл, заговорил?
Как непрерывный ряд стенаний,
Твой звук задумчив и уныл!

Каким пророчествам тут сбыться,
Когда, решившись заглянуть,
Жизнь стонет раньше, чем родится,
И стоном пролагает путь?!

Заонежье - Край отшельников, скитальцев. Сюда бежал люд от врагов, сюда шли монахи...Здесь развивалась великая новгородская школа иконописи...

И здесь - еще одна очень интересная взаимосвязь! - находился "духовный Китеж" старообрядческого движения!

Там, где река Выг впадает в Белое море, находился знаменитый Даниловский монастырь, уничтоженный еще в девятнадцатом веке. Это был центр духовной, и, возможно, научной, жизни Севера. Монахи, например, изучали произведения некоего Луллия, которого называют "Гегелем Средневековья"! В конце девятнадцатого века в Петрозаводске, по сообщению А. Пашкова, историка, был найден список церковной книги монастыря  с пометкой "Писано учеником Михайло Ломоносовым". Это дало предположение, что в Выгореции, в Даниловском старообрядческом монастыре учился будущий российский академик. Влияние монастыря было огромно.

Возможно, Римский-Корсаков совсем неслучайно обратился к напевам именно заонежской плачеи...

ЗАОНЕЖЬЕ - ЭТО ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИКОННЫХ ОБРАЗОВ, ЛИКОВ, КОТОРЫЕ В ТЕ ВРЕМЕНА СОПРОВОЖДАЛИ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНЬЯ ДО САМОЙ СМЕРТИ...

В Карелии была распространена новгородская школа иконописи, которая имеет ряд своих особенностей. 

Новгород для Заонежья вообще был духовной прародиной, о образ "досюльной Новгородчины" в творчестве Ирины Федосовой исследователи называют "крестьянсклой социальной утопией" - или еще одним Китежем...

 

 

Марка 2009 года


"Где ведь жалобно-то солнце пропекае,
Там ведь прежняя родима наш сторона,
Наша славна сторона новогородская!
Когда Новгород ведь был неразореной,
И ко суду были крестьяна не приведены,
Были люди тогда да не штукавые,
Не штуковы они были - запростейшие;
Как судьи да в тую пору да не молодые,
Пожиты да мужики были почетные,
Настойливы оны да правосудливы,
Были добры у них кони иноходные,
Были славны корабли да мореходные,
Буде што да в прежни времена случалося,
Соберется три крестьянина хоть стоющих,
Промеж ду-другом они да рассоветуют,
Как спасти да человека-то помиловать,
По суду ли то теперичка по-божьему,
По этим -то законам праведливыим,
Тыи времечка прошли да не видаюча,
Тыи годы скоротались не слыхаюча!
Наступили бусурманы превеликие,
Разорили они славный Новгород!
Вси тут придались в подсиверну сторонушку,
На званы острова да эты Кижские,
Во славное во обчество во Толвую!
Послыхайте словеса наши старинные,
Заприметьте того, малы недоросточки!.."
Из  "Плача о старосте"


Кроме того, старообрядчество, беспоповщина были, как и в Европе - ереси, религиозным выражением крестьянства против духовного, политического и экономического закабаления. Попы назначалаись властью - а до этого "обчество" выбирало священнослужителей. "Не обманывай, не в церкви", - говорят попу заонежане (Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877)

Икона Неопалимая купина, конец 17 в., Заонежье, музей-заповедник Кижи

Икона из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста

Божией Матери Знамение,
русская икона первой четверти XVIII-го в.
иконостас Преображенской церкви Кижского монастыря 

Вместе с тем, на Севере бытовало огромное количество полуязыческих обрядов, с которыми официальная церковь борется и по сию пору... "На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Если кто-то надолго уезжал из дома, было приято завязывать одну часть красной нити у него на запястье, а другую класть под половик, чтобы не забыл путешественник дорогу к родному дому", пишет один из исследователей. "В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг". На Святки разыгрывались скоморохами довольно неприличные сценки, с блестками грубого, непристойного юмора, в стихах, которые нужно было оттарабанить как можно быстее и без запинки. Одна из таких истории, "О коне и коневале", была записана фольклористами в деревне Падмозеро. Газета "Олонецкие Губернские Ведомости" 9 января 1965 года, год приезда семьи Федосовых в Петрозаводск, пишет,что нигде так не распространен, ни в одной губернии, святочный обычай, как здесь - переодеваются, колядуют, делают из теста дары - зверей, коров, коз,  в обмерзлом платье бегут из проруби-иордани в Собор! Не одобряла церковь и причет.

    А вот этот факт - просто поразителен! Житель Олонецкого района Г. Мельников рассказывал о белках, которые появляются перед войной. Автор проекта слышал об этом в детстве от матери. А в книге В. Дашкоа этот образ упомянут еще в 1842 году!  "Множество белок в лесу почитают за признак близкой войны. Уверяют, будто перед 1812 годом появилось столько белок, что они стаями бегали с городах по улицам и рассаживались по крышам домов"

ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

северный китеж - пальостровский монастырь

Пальостровский Рождественский монастырь был основан в 14 (15) веке валаамским монахом Корнилием. Он расположен в 6 км от Толвуи, на берегу Онежского озера. В сентябре в этих краях недели три дует ветер - "палеостровец". Некоторое время монахом Палейострова был старец Зосима - один из основателей Соловецкого монастыря, рожденный в Толвуе.

В 17 веке монастырь стал местом заключения Павла Коломенского, который  мог быть избран патриархом Руси.  - Соответственно, одного из противников Никона, задумавшего церковную реформу, По преданиям староверов, он именно здесь был тайно убит по приказу Никона.

Сюда, на Север, стали бежать старообрядцы-раскольники, находя немало сочувствующих. 

В конце 17 века, в 1687 году, 4 марта, на территории монастыря произошло страшное событие.

Некто Омелка Иванов, уже судимый за бунтарство и побывавший в Сибири, сумел захватить монастырь. К нему в скором времени стеклось до 2700 староверов, готовых к самосожжению, так как ходили слухи о близком конце света. Из Олонца были брошены отряды для расправы со староверами. Однако те вооружились кольями, копьями, бердышами, ружьями, а потом еще и вморозили в лед Онего косы-горбуши, так что олончанам на помощь был отправлен посредничеством московских властей отряд из Новгорода.

Мятежные староверы укрылись в трапезной, в храме и подожгли себя. 

Сам Омелка не сгорел с братией: выбравшись и подхватив оклады икон и казну монастыря, он стал скрываться среди жителей Заонежья, которые ему помогали. Монахи говорили, что Омелка - чародей, обольщающий народ адским зельем, сваренном из сердец убитых младенцев.

Омелке вновь удалось захватить монастырь и организовать новое самосожжение. 

Однако на этот раз спастись ему, скорее всего, не удалось: есть сведенья, что сотоварищи не дали ему уйти. 

В 18 веке монастырь пришел в упадок. К этому времени правительство активно боролось с раскольниками, но порядка 20 000 человек погибли в огне за несколько веков. Но по-прежнему среди верующих была популярна Церковь Рождества Богородицы, куда направлялись паломники. О ключах с целебной водой пишет и Ирина Федосова.

В 1928 году монастырь был разрушен.

Сейчас в Пальострове живут 4 монаха.

 

Сожжение Павла Коломенского. Миниатюра XIX в.

Интересное поэтическое повествование о Карелии и "Заонеге" оставил декабрист Ф. Глинка. Его поэма

"Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой"

была оценена Пушкиным высоко. "Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, может быть, самый оригинальный", - писал он в связи с нею (Лит. газ. - 1830. - No 10. - 15 февр.).

Образом невидимого Китежа так и веет от стихов Глинки...

ФЕДОР ГЛИНКА. ОТРЫВКИ ИЗ ПОЭМЫ "КАРЕЛИЯ"

Пуста в Кареле сторона ,

Безмолвны Севера поляны;

В тиши ночной, как великаны,

Восстав озер своих со дна,

В выси рисуются обломки -

Чуть уцелевшие потомки

Былых, первоначальных гор.

Но редко человека взор

Скользит, заходит в их изгибы.

Одни, встревожась, плещут рыбы,

Иль крики чаек на водах

Пустынный отзыв оживляют.

Порою на пустых брегах,

Сквозь млечновидные туманы,

Мелькает тень перед огнем,

Иль в челноке, златым столпом,

Огонь...

Груба лесных карелов пища,

Их хлеб с сосновою корой;

Зимой им нравятся игрища:

Там сельской тешатся игрой,

Без музыки, под песнью длинной

Свой хоровод разводят чинной.

Им милы яркие цветы:

И желтый, красный, густо-синий

В одеждах праздничных горит

На девах и сынах пустыни.

И часто жемчуг им дарит

Поток гремучей Повенчанки

Где легковерная форель

Хватает с жадностью приманки

И, скрывшись под густую ель,

Карелец сметливый и ловкий

Стреляет белок из винтовки...

ЖЕНЫ МИРОНОСИЦЫ

Гремит на ясном небе гром,

И хлынул в мир разврат, как воды,

И, мнится, воздух стал грехом!..

Почто смущаются народы?

Искать блаженства где? и в чем?

Повсюду пламенным мечом

Сечет обиженная совесть

И тлеют заживо сердца;

Ни в чем желанного конца!

Все - недосказанная повесть...

. . . . . . . . . . . . . .

На сойме едет Заонега,

Сам надувает паруса.

А кто на камени у брега

Сидит и чешет волоса?

То водяник! И вдруг не стало!..

И не колыхнется вода!

Что ж под водою заблистало?

Сады, деревни, города,

Жемчуг, хрустальные дороги

И золоченые мосты.

И в этом царстве красоты

Сидел монарх, на троне, строгий.

Он строг, но светел он умом.

И, как вода, он чист.


И духи

Долговолосые по нем -

Правдивы все, умны... Но сухи

И в обхождении своем

Страх как неласковы.

Все честность

Да правоту при них храни.

Зато грядущего безвестность

Читают, как букварь, они!

Они не терпят в человеках

Жеманства, чванства, хвастовства,

Двумыслия в полунамеках,

Притворства, лжи и удальства.

В лице - стыдливость, даже томность,

Будь в нраве тихость и, с умом

Большим, во всем большая скромность!.

Но где ж сыскать все это? В ком?..

ПРОРОК ИСАЙЯ

Господь повел меня из града

В пустые дальние поля,

Костей мертвела там громада,

Белелась от костей земля;

Глухой, безгласный и могильный

Лежал раскат пустой страны:

Ни звезд, ни солнца, ни луны,

Ни жатвы, класами обильной, -

В какой-то полутемноте

Всё тлело в страшной наготе.

И Бог сказал: "Сын человека!

Воззри на груды сих костей!..

Небес в лазоревом стекле

Вдруг ангелов я слышу голос,

И мне казалось, на земле

Меня держал лишь тонкий волос.

Земное стало все мечта,

Ничтожество и суета!..

Как высь от ангелов светлела!

Как их дружина сладко пела!

Я на себе не слышал тела!

Я стал легок, эфирен сам

И полный дивного покою:

Сдавалось мне, тогда рукою

Я мог коснуться небесам!..

Увы! От жизненной работы

Мне труден стал наземный путь,

И, от докучливой заботы

Болея, наболела грудь.

Напойте ж песен мне, святыни,

Жильцу безгорестной тиши!

Я буду их в земной пустыни

Беречь, как счастие души!..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В этом краю, который так поэтичное описал в дни детства Ирины Федосовой  знакомый Пушкину поэт Глинка, в краю легенд, сказок и молений рождалось ее творчество, ее образы.

АВТОРСКИЕ ПРАВА

КИЖСКИЕ ИКОНЫ: САЙТ МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ"
ИКОНЫ "НЕБА" ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ"

Выставка "Небеса Заонежья"

 

Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях, составленное В. Дашковым.-СПб.,1842.-222 с.

Конструктор сайтов - uCoz