"СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ" (РИМКИЙ-КОРСАКОВ; МРАВИНСКИЙ)
"ПОХВАЛА ПУСТЫНЕ". ВСТУПЛЕНИЕ К ОПЕРЕ.
СЛУШАЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Увертюра
к опере "Садко", в которой также
были использованы напевы Ирины Федосовой.
В Петрозаводске же, с горечью отмечал Барсов (Причитания, с. 30-31) "мы не встретили живой души", которая бы носила истинную преданность музыкальному искусству и готова была преодолеть силу обычая, чтобы хотя бы записать нотами напевы Ирины Андреевны... Но в волшебном, магическом мире музыки великого композитора им нашелся уголок.
Один из исследователей определил мировоззрение северянина как "религиозный рационализм". "Се лев, а не собака" - писали на иконах никогда не видевшие львов иконописцы. В ходе работы над проектом мы несколько раз отмечали эту особенную черту в том числе и у жителя Заонежья. Вместе с тем, здесь, в краю беглых раскольников, беспоповщины, где божественное было разлито во всей природе, из уст в уста передавалась легенда о Беловодье — счастливой стране «на далеких островах», «земном царстве Божьем". «Страна Беловодье не сказка, но явь", — гласит предание.
Дверь церковного дома на Вытегорской, Петрозаводск, апрель 2012 года. Лев - иносказательно - один из евангелистов.
"Львиные" ворота на Красной площади. Москва, 2012 год. Фестиваль Русского языка.
Похожее предание, повествующее о невидимом граде Китеже, бытует и в среде староверов, нашедших приют в глухих северных лесах. В тяжелые времена иноземного нашествия «ушел» Китеж в воды «светоносного озера Светлояра», дабы уберечь от забвения и поругания свои святыни. Сокрыт Китеж только от суетного, поверхностного взгляда, недоступным он остается для восприятия физических глаз — свои сокровенные тайны открывает лишь духовному взору.
*
"В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ея не знает утоления», писал один из знаменитых русских философов двадцатого века.
Пасхальное яйцо. Экспонат выставки "В доме чудном, в доме бедном...", март 2012 г.
Кижи и Китеж разделены географически. Китеж, по легендам, ушел под воду озера Светлояр, что в Нижегородской губернии, во времена нашествия Батыя...Скрылся, исчез от врагов, но звон колоколен и сегодня идет со дна этого озера.
Кижи, Заонежье, тем не менее, именно посредством Ирины Федосовой оказываются в связи с таинственным Китежем, очень прозаической "связи" - композитор Римский-Корсаков использовал напевы Федосовой в своей опере "Сказание о невидимом граде Китеже"...
К. СЛУЧЕВСКИЙ. В ЗАОНЕЖЬЕ
Ветр сотни на три одинокий,
Готовясь в дебрях потонуть,
Бежит на север неширокий,
Почти всегда пустынный путь.
Порою, по часам по целым,
Никто не едет, не идет;
Трава под семенем созрелым
Между колей его растет.
Унылый край в молчаньи тонет...
И, в звуках медленных, без слов,
Одна лишь проволока стонет
С пронумерованных столбов...
Во имя чьих, каких желаний
Ты здесь, металл, заговорил?
Как непрерывный ряд стенаний,
Твой звук задумчив и уныл!
Каким пророчествам тут сбыться,
Когда, решившись заглянуть,
Жизнь стонет раньше, чем родится,
И стоном пролагает путь?!
Заонежье - Край отшельников, скитальцев. Сюда бежал люд от врагов, сюда шли монахи...Здесь развивалась великая новгородская школа иконописи...
И здесь - еще одна очень интересная взаимосвязь! - находился "духовный Китеж" старообрядческого движения!
Там, где река Выг впадает в Белое море, находился знаменитый Даниловский монастырь, уничтоженный еще в девятнадцатом веке. Это был центр духовной, и, возможно, научной, жизни Севера. Монахи, например, изучали произведения некоего Луллия, которого называют "Гегелем Средневековья"! В конце девятнадцатого века в Петрозаводске, по сообщению А. Пашкова, историка, был найден список церковной книги монастыря с пометкой "Писано учеником Михайло Ломоносовым". Это дало предположение, что в Выгореции, в Даниловском старообрядческом монастыре учился будущий российский академик. Влияние монастыря было огромно.
Возможно, Римский-Корсаков совсем неслучайно обратился к напевам именно заонежской плачеи...
ЗАОНЕЖЬЕ - ЭТО ВЕЛИКОЛЕПИЕ ИКОННЫХ ОБРАЗОВ, ЛИКОВ, КОТОРЫЕ В ТЕ ВРЕМЕНА СОПРОВОЖДАЛИ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНЬЯ ДО САМОЙ СМЕРТИ...
В Карелии была распространена новгородская школа иконописи, которая имеет ряд своих особенностей.
Новгород для Заонежья вообще был духовной прародиной, о образ "досюльной Новгородчины" в творчестве Ирины Федосовой исследователи называют "крестьянсклой социальной утопией" - или еще одним Китежем...
Марка 2009 года
"Где ведь жалобно-то солнце пропекае,
Там ведь прежняя родима наш сторона,
Наша славна сторона новогородская!
Когда Новгород ведь был неразореной,
И ко суду были крестьяна не приведены,
Были люди тогда да не штукавые,
Не штуковы они были - запростейшие;
Как судьи да в тую пору да не молодые,
Пожиты да мужики были почетные,
Настойливы оны да правосудливы,
Были добры у них кони иноходные,
Были славны корабли да мореходные,
Буде што да в прежни времена случалося,
Соберется три крестьянина хоть стоющих,
Промеж ду-другом они да рассоветуют,
Как спасти да человека-то помиловать,
По суду ли то теперичка по-божьему,
По этим -то законам праведливыим,
Тыи времечка прошли да не видаюча,
Тыи годы скоротались не слыхаюча!
Наступили бусурманы превеликие,
Разорили они славный Новгород!
Вси тут придались в подсиверну сторонушку,
На званы острова да эты Кижские,
Во славное во обчество во Толвую!
Послыхайте словеса наши старинные,
Заприметьте того, малы недоросточки!.."
Из "Плача о старосте"
Кроме того, старообрядчество, беспоповщина были, как и в Европе - ереси, религиозным выражением крестьянства против духовного, политического и экономического закабаления. Попы назначалаись властью - а до этого "обчество" выбирало священнослужителей. "Не обманывай, не в церкви", - говорят попу заонежане (Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877)
Икона Неопалимая купина, конец 17 в., Заонежье, музей-заповедник Кижи
Икона из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста
Божией Матери Знамение,
русская икона первой четверти XVIII-го в.
иконостас Преображенской церкви Кижского монастыря
Вместе с тем, на Севере бытовало огромное количество полуязыческих обрядов, с которыми официальная церковь борется и по сию пору... "На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Если кто-то надолго уезжал из дома, было приято завязывать одну часть красной нити у него на запястье, а другую класть под половик, чтобы не забыл путешественник дорогу к родному дому", пишет один из исследователей. "В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Порог и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг". На Святки разыгрывались скоморохами довольно неприличные сценки, с блестками грубого, непристойного юмора, в стихах, которые нужно было оттарабанить как можно быстее и без запинки. Одна из таких истории, "О коне и коневале", была записана фольклористами в деревне Падмозеро. Газета "Олонецкие Губернские Ведомости" 9 января 1965 года, год приезда семьи Федосовых в Петрозаводск, пишет,что нигде так не распространен, ни в одной губернии, святочный обычай, как здесь - переодеваются, колядуют, делают из теста дары - зверей, коров, коз, в обмерзлом платье бегут из проруби-иордани в Собор! Не одобряла церковь и причет.
А вот этот факт - просто поразителен! Житель Олонецкого района Г. Мельников рассказывал о белках, которые появляются перед войной. Автор проекта слышал об этом в детстве от матери. А в книге В. Дашкоа этот образ упомянут еще в 1842 году! "Множество белок в лесу почитают за признак близкой войны. Уверяют, будто перед 1812 годом появилось столько белок, что они стаями бегали с городах по улицам и рассаживались по крышам домов"
ВХОД В ИЕРУСАЛИМ
северный китеж - пальостровский монастырь
Пальостровский Рождественский монастырь был основан в 14 (15) веке валаамским монахом Корнилием. Он расположен в 6 км от Толвуи, на берегу Онежского озера. В сентябре в этих краях недели три дует ветер - "палеостровец". Некоторое время монахом Палейострова был старец Зосима - один из основателей Соловецкого монастыря, рожденный в Толвуе.
В 17 веке монастырь стал местом заключения Павла Коломенского, который мог быть избран патриархом Руси. - Соответственно, одного из противников Никона, задумавшего церковную реформу, По преданиям староверов, он именно здесь был тайно убит по приказу Никона.
Сюда, на Север, стали бежать старообрядцы-раскольники, находя немало сочувствующих.
В конце 17 века, в 1687 году, 4 марта, на территории монастыря произошло страшное событие.
Некто Омелка Иванов, уже судимый за бунтарство и побывавший в Сибири, сумел захватить монастырь. К нему в скором времени стеклось до 2700 староверов, готовых к самосожжению, так как ходили слухи о близком конце света. Из Олонца были брошены отряды для расправы со староверами. Однако те вооружились кольями, копьями, бердышами, ружьями, а потом еще и вморозили в лед Онего косы-горбуши, так что олончанам на помощь был отправлен посредничеством московских властей отряд из Новгорода.
Мятежные староверы укрылись в трапезной, в храме и подожгли себя.
Сам Омелка не сгорел с братией: выбравшись и подхватив оклады икон и казну монастыря, он стал скрываться среди жителей Заонежья, которые ему помогали. Монахи говорили, что Омелка - чародей, обольщающий народ адским зельем, сваренном из сердец убитых младенцев.
Омелке вновь удалось захватить монастырь и организовать новое самосожжение.
Однако на этот раз спастись ему, скорее всего, не удалось: есть сведенья, что сотоварищи не дали ему уйти.
В 18 веке монастырь пришел в упадок. К этому времени правительство активно боролось с раскольниками, но порядка 20 000 человек погибли в огне за несколько веков. Но по-прежнему среди верующих была популярна Церковь Рождества Богородицы, куда направлялись паломники. О ключах с целебной водой пишет и Ирина Федосова.
В 1928 году монастырь был разрушен.
Сейчас в Пальострове живут 4 монаха.
Сожжение Павла Коломенского. Миниатюра XIX в.
Интересное поэтическое повествование о Карелии и "Заонеге" оставил декабрист Ф. Глинка. Его поэма
"Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой"
была оценена Пушкиным высоко. "Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, может быть, самый оригинальный", - писал он в связи с нею (Лит. газ. - 1830. - No 10. - 15 февр.).
Образом невидимого Китежа так и веет от стихов Глинки...
ФЕДОР ГЛИНКА. ОТРЫВКИ ИЗ ПОЭМЫ "КАРЕЛИЯ"
Пуста в Кареле сторона ,
Безмолвны Севера поляны;
В тиши ночной, как великаны,
Восстав озер своих со дна,
В выси рисуются обломки -
Чуть уцелевшие потомки
Былых, первоначальных гор.
Но редко человека взор
Скользит, заходит в их изгибы.
Одни, встревожась, плещут рыбы,
Иль крики чаек на водах
Пустынный отзыв оживляют.
Порою на пустых брегах,
Сквозь млечновидные туманы,
Мелькает тень перед огнем,
Иль в челноке, златым столпом,
Огонь...
Груба лесных карелов пища,
Их хлеб с сосновою корой;
Зимой им нравятся игрища:
Там сельской тешатся игрой,
Без музыки, под песнью длинной
Свой хоровод разводят чинной.
Им милы яркие цветы:
И желтый, красный, густо-синий
В одеждах праздничных горит
На девах и сынах пустыни.
И часто жемчуг им дарит
Поток гремучей Повенчанки
Где легковерная форель
Хватает с жадностью приманки
И, скрывшись под густую ель,
Карелец сметливый и ловкий
Стреляет белок из винтовки...
ЖЕНЫ МИРОНОСИЦЫ
Гремит на ясном небе гром,
И хлынул в мир разврат, как воды,
И, мнится, воздух стал грехом!..
Почто смущаются народы?
Искать блаженства где? и в чем?
Повсюду пламенным мечом
Сечет обиженная совесть
И тлеют заживо сердца;
Ни в чем желанного конца!
Все - недосказанная повесть...
. . . . . . . . . . . . . .
На сойме едет Заонега,
Сам надувает паруса.
А кто на камени у брега
Сидит и чешет волоса?
То водяник! И вдруг не стало!..
И не колыхнется вода!
Что ж под водою заблистало?
Сады, деревни, города,
Жемчуг, хрустальные дороги
И золоченые мосты.
И в этом царстве красоты
Сидел монарх, на троне, строгий.
Он строг, но светел он умом.
И, как вода, он чист.
И духи
Долговолосые по нем -
Правдивы все, умны... Но сухи
И в обхождении своем
Страх как неласковы.
Все честность
Да правоту при них храни.
Зато грядущего безвестность
Читают, как букварь, они!
Они не терпят в человеках
Жеманства, чванства, хвастовства,
Двумыслия в полунамеках,
Притворства, лжи и удальства.
В лице - стыдливость, даже томность,
Будь в нраве тихость и, с умом
Большим, во всем большая скромность!.
Но где ж сыскать все это? В ком?..
ПРОРОК ИСАЙЯ
Господь повел меня из града
В пустые дальние поля,
Костей мертвела там громада,
Белелась от костей земля;
Глухой, безгласный и могильный
Лежал раскат пустой страны:
Ни звезд, ни солнца, ни луны,
Ни жатвы, класами обильной, -
В какой-то полутемноте
Всё тлело в страшной наготе.
И Бог сказал: "Сын человека!
Воззри на груды сих костей!..
Небес в лазоревом стекле
Вдруг ангелов я слышу голос,
И мне казалось, на земле
Меня держал лишь тонкий волос.
Земное стало все мечта,
Ничтожество и суета!..
Как высь от ангелов светлела!
Как их дружина сладко пела!
Я на себе не слышал тела!
Я стал легок, эфирен сам
И полный дивного покою:
Сдавалось мне, тогда рукою
Я мог коснуться небесам!..
Увы! От жизненной работы
Мне труден стал наземный путь,
И, от докучливой заботы
Болея, наболела грудь.
Напойте ж песен мне, святыни,
Жильцу безгорестной тиши!
Я буду их в земной пустыни
Беречь, как счастие души!..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В этом краю, который так поэтичное описал в дни детства Ирины Федосовой знакомый Пушкину поэт Глинка, в краю легенд, сказок и молений рождалось ее творчество, ее образы.
АВТОРСКИЕ ПРАВА
КИЖСКИЕ ИКОНЫ: САЙТ МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ"
ИКОНЫ "НЕБА" ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ -ЗАПОВЕДНИКА "КИЖИ"
Выставка "Небеса Заонежья"