·Н. А. Некрасов уже в самом н. 70-х позапрошлого века, т. е. сразу же после отмеченной золотой медалью публикации Барсова, широко использовал причитания Ирины Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», главы которой «Демушка» и «Трудный год» созданы во многом по мотивам федосовских плачей — о старосте, о попе-отце духовном, по мужу. Сам некрасовский образ Матрены Тимофеевны (в первых черновых вариантах она даже звалась Ориной), ее судьба, рассказ о детстве тоже перекликаются с «рассказом о себе самой», который Барсов записал от Федосовой. Вся 3-я часть поэмы «Крестьянка» написана по этой «автобиографии» Федосовой и по мотивам ее причитаний («Падите мои слезоньки не на землю, не на воду…» , из причитания «Плач о старосте» - в печати нашего текста причитания выделены шрифтом).
·Отдавая должное Некрасову-поэту (его стихи - рассказ Матрены Тимофеевны просто обжигающе действуют на читателя), Некрасову-общественному деятелю (его поэма и до сих пор имеет общественное звучание: ты и убогая, ты и всесильная, матушка-Русь!), мы хотим только отметить, что строки Ирины Федосовой звучат более поэтично, каким бы странным это не казалось... Нам представляется, что ее творчество где-то ближе к поэзии "серебряного" века, к тем ее образам, которые проскальзывают у поэтов, обращающихся к темам народным. Вероятно, многие из них имели в качестве образца и этот источник вдохновения.
·Подтверждением этих догадок может служит высказывание Мандельштама о поэзии Анны Ахматовой:
·"Стихи ее близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда неизменно причитаниями. … эти качества делают ее особенно интересной, позволяя в русской литературной даме двадцатого века угадывать бабу и крестьянку"
·"Если иметь в виду «горизонты поэтического сознания», то самая непосредственная параллель Ахматовой в народной плачевой традиции – великая плакальщица Ирина Федосова, исключительное дарование которой по искусству ни с кем не сопоставимо... наследие заонежской вопленицы позволяет еще раз ощутить ее неповторимость и уникальность. И это проявляется не только в репертуаре Федосовой, включающем в себя все виды обрядовой причети, не только в монументальности ее плачей. Главное в огромном таланте импровизатора, в масштабах поэтического мышления, поэтической энергии Федосовой, создавшей образы-обобщения огромной художественной силы: Обида, Горе, «пролог с небес», связанная с идеализацией «новгородская досюльщина»; обращения к Богу
•«Слыши, Господи, молитвы мои грешные!
• Прими, Господи, ты слезы детей малыих!»,
• к Богородице. Они не имеют аналогов и не встречаются у рядовых плакальщиц. Федосова, как никто, выразила самосознание русской женщины-крестьянки ХIХ века. Она оплакала целую эпоху. И именно в этом качестве она предтеча Музы Плача Анны Ахматовой, стихами которой «заговорила» женщина беспощадного и трагического только что ушедшего столетия. Одна достигла непревзойденной художественной высоты, оплакав ХIX век, другая – век ХХ... Речь идет не о прямом следовании, а о «памяти жанра», который Ахматова как человек культуры впитала в себя. Одно из самых характеристических качеств Ахматовой, по словам Л. Я. Гинзбург , «присущее ей необычайно интенсивное переживание культуры», «стихия наследственной культуры – и девятнадцатого, и двадцатого века». Разумеется, Ахматова не могла не знать, не могла пройти мимо «Причитаний Северного края»... Не в буквальном, а в широком смысле слова Ирина Федосова – предшественница Ахматовой". (С. Лойтер) А в связи с поздним периодом ее творчества ("Реквием"), где так и звучат обличающие, некрасовские мотивы - тем более.
Сюжет главы "Дёмушка" напоминает об истории с умершим ребеночком в плаче Ирины Федосовой "О попе-отце духовном" - батюшка учит семью, как умилостливить "неправедных судей"...
"Сговорит еще власть немилосердная:
"Ты купи нам полуштоф да сладкой водочки,
Уже дай да золотой казны по надобью,
Тут повирим мы попу-отцу духовному,
Тут забросим все дела да уголовные!"
Тут поит их крестьянин сладкой водочкой,
Он дарит их золотой казной по надобью,
Запоходят мироеды голопузые,
Со этого хоромного строеньица".
У Некрасова смерть ребеночка - Дёмушки - обретает поистине трагическое, общемировое значение.
МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА. РИСУНОК СЕРОВА.
·Глава "Дёмушка" представляет собою монолог. Матрена рассказывает о своём первенце, погибшем по вине свекрови, не разрешившей Матрёне взять ребёнка с собой в поле. Еще один герой - Савелий, старик, взявшийся присмотреть за дитём. Он уснул на солнышке, и ребёнок погиб. Чудовищным в этой главе является эпизод расследования мнимой вины матери: на глазах женщины трупик её ребёнка был изрезан на кусочки, искали признаки отравления младенца, но не нашли. 20 лет прошло после смерти первенца, а душа матери болит до сих пор, признаётся она странникам. Судьба ребенка в Заонежье не всегда была сладкой, в конце 19 века общественность возмущена случаями продажи детей из семей в услужение в Питер. Стоил ребеночек порядка 10 рублей. "Котя, котя, продай дитя"...Учитель Н. Кофырин в статье "Увоз мальчиков и девочек из села Песчаного, Пудожского уезда, в Петербург (/Олонецкие губернские ведомости. 1902. № 47. С. 2 – 3) пишет о горькой участи этих детей:
"По поводу своей поездки мальцы сложили песню:
"Повезут насъ малыих
На лошадкахъ кариих,
Не одной на вороной,
Не воротимся домой..."
·Однако горе закалило народный характер героини. В конце истории, как и прославленная Ирина Федосова, Матрена Тимофеевна - "прозывается "губернаторшей!" - пользуется и любовью, и уважением сельчан.
КРЕСТЬЯНКА В СИНЕМ САРАФАНЕ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ..
·Спасает Матрену Тимофеевну собственная ее душевная сила, воля к жизни. Сама испытавшая немало горя, она становится народной заступницей..
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ. КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО. КРЕСТЬЯНКА (ИЗ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ)