В 2011 ГОДУ Международная экспедиция по изучению лесных ресурсов предложила создать в Заонежье Пальостровский мужской монастырь.·Родники, которым приписывают лечебные свойства: Три Ивана, Соляная яма, Есенинский, Царицын ручей.
·Родники, которым приписывают лечебные свойства: Три Ивана, Соляная яма, Есенинский, Царицын ручей.
В причетных текстах И. А. Федосовой чаще всего упоминались святые источники Палеостровского и Макарьевского монастырей:
·
«И мни съездить-то ко старцам в Пальеостров;
И я слыхала ведь, душа да красна девушка,
И там ведь водушка живет, точно медвяная,
И почерпурочка ведь там да золоченая»
§
«И у Макарья этот ключ да на желтых песках,
И у вдовы да этот ключ благочесливой!
И как со всих да сторон людюшки съезжаются,
И ко Макарью-то оны за ключевой водой».
·
Н. Березин, путешественник из столицы, в 1903 году отмечал особенность северного говора: "Характерную особенность олонецкого говора составляют... и заимствованная, вероятно, тоже у финнов манера переносить ударение подальше от конца: пoйдем, yшел, нe могу, вoда: этим особенно отличается заонежско-пудожский говор; далее олончанин любит смягчать гласные (а в я, у в ю после ц), и согласные (ч в ц), например, вместо чудо говорит цюдо вместо молодица - молодиця, цитать вместо читать. В олонецком говоре, по крайней мере в заонежье, нет oканок, и в связи с этим речь часть льется нараспев, особенно любят речитатив бабы. Неправильности или скорее правильности те же, что везде на северо-западе: сохранилось двойственное число, в дательном и предложном вместо ять - и или ы (в избы, в городи), творительный сходен с дательным (взял рукам вместо руками), в глагольных формах часто опускается окончание (не хоче, не пoйде)".
Тоже самое отмечается в Памятной книжке Олонецкой губернии за 1866 год. Заонежанин говорит "Цариця", "мельниця", "цюдо". Речь медленная, с характерной растянутостью слогов.
Майнов В. Н. в книге "Поездка в Обонежье и Корелу",Петербург, 1877, отмечает, что в речи занежанина нет татарских и ляхетских слов, говорят, как поют. Речь напоминает то малоросскую, то рязанскую.
А вот звучание заонежского говора в стихах Вечяслава Агапитова, современного исследователя Заонежья:
"Особенность заонежских говоров", пишет он, - "заключается в переносе ударения преимущественно на первый слог, в редукции звуков и т.д.
В возвращении к истокам мне видится искреннее стремление осознать угрозу, нависшую над русской культурой, ведь, как известно, культура складывается из традиций, в том числе и языковых. .."
* * *
Ты поведай, котора кровинушка ближе
в жильях зверя иль тростника зель?
И что родней — бревенчаты эти хоромы
аль за ламбой канабренный бор?
Ты же не сердись, косынька, знай, спрос не убья
каждой твари в обретеньи жить
соплеменника, сродника, попросту души.
Буде по шерсти — будя и лад.
* * *
Стыло болотце птица покиня,
К теплым станам вновь либайдать клину.
Внизу недолго озеро сине
Ему мелькня и уйдя в лесину".
ЗАКАТ НА ОНЕГО
*
ЦЕРКОВЬ
*
*
РЫБАК
*
*
КИЖСКИЙ ПОГОСТ
КИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ
В 1769-1771 годах произошло Кижское восстание. Поводом к восстанию стало увеличении податей. Крестьяне были приписаны к заводам, то есть должны были работать. Но крестьяне бросили работу. Избранные на крестьянских суёмах ходоки в конце 1769 года отправились в Петербург с челобитной.
«Сперва одной Кижской трети крестьяне оказались непослушными,- доносили из канцелярии Олонецких Петровских заводов,- а после того, смотря на них, и других погостов один по одному тоже противничать стали...»
Крестьянские ходоки были арестованы в Петербурге. Екатерина II, обеспокоенная затянувшимися беспорядками, направила в Олонецкую губернию следственную комиссию.
В феврале 1771 года восстание возглавил вернувшийся из Петербурга ходок, крестьянин Климент Алексеевич Соболев. Все попытки властей схватить народного вожака оканчивались неудачей - крестьяне силой отбивали его.
20 марта 1771 года на острове высадился карательный отряд под командованием капитана Ламздорфа. Его встретил многолюдный, пятитысячный крестьянский сход. Стало ясно, что смирить крестьян можно только силой оружия.
В последних числах июня 1771 года в Кижи отправился карательный отряд в составе трех рот пехоты и артиллерийской команды с двумя пушками. Этот отряд под предводительством полковника князя Урусова в ночь на 30 июня вступил в Кижи. 1 июля двухтысячная крестьянская толпа была окружена солдатами. В воротах церковной ограды установили пушки, одна пушка выстелила. «Сей выстрел,- писал в рапорте Урусов,- лишил пяти человек жизни». Под прицелом пушек понявшие безвыходность своего положения крестьяне были вынуждены покориться.
Началась расправа. Предводителей восстания - Костина, Соболева и Сальникова - били кнутом (по 100 ударов каждому) и клеймили раскаленным железом, у них вырвали ноздри. Вожаков восстания приговорили к ссылке на вечные каторжные работы. Многих крестьян наказывали кнутом и батогами на главной площади Петровской слободы, то есть в нашем теперешнем Петрозаводске.
Кижское восстание было подавлено. Система приписки крестьян к заводам продолжала существовать еще сто лет. Освобождение от этой и других повинностей произошло только в 1861 году, после манифеста Александра II об отмене крепостного права. Как и во всей стране, крестьяне Олонецкой губернии получали в личную собственность наделы.
*
*
ЧАСОВНЯ
ПОДБОР ФОТО: АННА ГЕРАСИМОВА, КСЕНИЯ ЛЮТОРОВИЧ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ СЕРГЕЯ ВЕРЕЩАГИНА
АВТОРСКИЕ ПРАВА
http://almanachtur.ru/forum/showthread.php?t=682