. |
ДЕТСТВО, В СЕМЬЕКолыбель. По-заонежски - зыбель. Заонежье, девятнадцатый век.Выставка "Простые вещи", Петрозаводск, 2011 год. Фото авторов.*«Как у нас да ведь родитель наша матушка,Нету пахаря на чистыих полосушках,Сенокосца на луговых нету поженках,Рыболовушка на синем нет Онегушке!»
*"Мне счастье в девках выпало:У нас была хорошая,Непьющая семья.За батюшкой, за матушкой,Как у Христа за пазухой,Жила я, молодцы.Отец, поднявшись до свету,Будил дочурку ласкою,А брат веселой песенкой;Покамест одевается,Поет:"Вставай, сестра!По избам обряжаются,В часовенках спасаются -Пора, вставать пора!Пастух уж со скотиноюУгнался; за малиноюУшли подружки в бор,В полях трудятся пахари,В лесу стучит топор!"Управится с горшечками,Всё вымоет, всё выскребет,Посадит хлебы в печь -Идет родная матушка,Не будит - пуще кутает:"Спи, милая касатушка,Спи, силу запасай!В чужой семье - недолог сон!Уложат спать позднехонько!Будить придут до солнышка...
Н. Некрасов, отрывок из поэмы, навеянный творчеством Ирины Федосовой * *
"Сознание личного человеческого равенства до такой степени сильно развито в Олонецкой губернии, пишет долго живший в этом крае Приклонский, что в деревнях крестьянин, встречаясь со становым или исправником, непременно жмет ему руку. Мне самому приходилось видеть, как крестьяне протягивали руку губернатору, и были очень сконфужены, не встречая с его стороны желания отвечать рукопожатием. Даже городская, лакейская муштра с трудом отучает домашнюю прислугу из крестьян от равного обращения с лицами из высших городских классов. Например, в Петрозаводске у меня несколько лет жила, в качестве домашней прислуги, старушка крестьянка, которая каждому приходящему ко мне гостю подавала руку и вступала в разговор". Из книги Н. Березина "Пешком к карельским водопадам", 1903. ЮНОСТЬ*
*Укатилось красное солнышкоЗа горы оно да за высокие,За лесушки оно да за дремучие,За облачка оно да за ходячие,За часты звезды да подвосточные,Покидат меня, победную головушку...Оставлят меня, горюшу горе горькую,На веки-то меня да вековечные.Худо будет детям без покинувшего их родителя:Будут по миру оны да ведь скитатися,Будет уличка - ходить да не широкая,Путь-дороженька вот им да не торнешенька;Без своего родителя, без батюшка…*ЗАМУЖЕСТВО«Как мне свекровушка
|
ЖИЗНЬ ВЕЛИКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭТЕССЫ
Жизнь Ирины была похожа на жизнь тысяч безвестных русских крестьянок - детство в родительском доме, с крестьянским трудом с малых лет, и с огромной любовью родителей, замужество, в котором счастья было немного, была - жизнь, в трудах и заботах.. .Было и горе - Ирина на всю жизнь осталась хромой, упав с в детсве с лошади, и смерть двоих детей во младенчестве... Была неожиданная, а по сути, предопределенная удача - встреча с собирателями русской "старины", изменившая круто всю жизнь, было и нищенство, и достаток, и радость признания, и годы безвестности...Мы использовали в рассказе фотографии, которые помогут вам ярче представить окружавшую ее среду.Подробнее об этом - на странице нашего сайта "На Соломенской". Заказчики традиционно старались ладить с плотниками: считалось, что мастера "знают колдовство" и могут построить холодный и сырой дом. Чтобы задобрить, угощали чаем-водкой, дарили ситца на рубаху.Е.П. Барсов сообщает, что записывал от Ирины Андреевны он целый год, "при весьма неблагоприятных условиях: мы сидели с нею в маленькой каморочке, рядом с мастерской. Она диктовала при шуме и стуке рабочих". Ирина Андреевна должна была в течении дня кормить артельщиков. |