Колыбель. По-заонежски - зыбель. Заонежье, девятнадцатый век.
Выставка "Простые вещи", Петрозаводск, 2011 год. Фото авторов.
*«Как у нас да ведь родитель наша матушка,
Нету пахаря на чистыих полосушках,
Сенокосца на луговых нету поженках,
Рыболовушка на синем нет Онегушке!»
*
"Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
Отец, поднявшись до свету,
Будил дочурку ласкою,
А брат веселой песенкой;
Покамест одевается,
Поет:
"Вставай, сестра!
По избам обряжаются,
В часовенках спасаются -
Пора, вставать пора!
Пастух уж со скотиною
Угнался; за малиною
Ушли подружки в бор,
В полях трудятся пахари,
В лесу стучит топор!"
Управится с горшечками,
Всё вымоет, всё выскребет,
Посадит хлебы в печь -
Идет родная матушка,
Не будит - пуще кутает:
"Спи, милая касатушка,
Спи, силу запасай!
В чужой семье - недолог сон!
Уложат спать позднехонько!
Будить придут до солнышка...
Н. Некрасов, отрывок из поэмы, навеянный творчеством Ирины Федосовой
"Сознание личного человеческого равенства до такой степени сильно развито в Олонецкой губернии, пишет долго живший в этом крае Приклонский, что в деревнях крестьянин, встречаясь со становым или исправником, непременно жмет ему руку. Мне самому приходилось видеть, как крестьяне протягивали руку губернатору, и были очень сконфужены, не встречая с его стороны желания отвечать рукопожатием. Даже городская, лакейская муштра с трудом отучает домашнюю прислугу из крестьян от равного обращения с лицами из высших городских классов. Например, в Петрозаводске у меня несколько лет жила, в качестве домашней прислуги, старушка крестьянка, которая каждому приходящему ко мне гостю подавала руку и вступала в разговор".
Из книги Н. Березина "Пешком к карельским водопадам", 1903.
*
*Укатилось красное солнышко
За горы оно да за высокие,
За лесушки оно да за дремучие,
За облачка оно да за ходячие,
За часты звезды да подвосточные,
Покидат меня, победную головушку...
Оставлят меня, горюшу горе горькую,
На веки-то меня да вековечные.
Худо будет детям без покинувшего их родителя:
Будут по миру оны да ведь скитатися,
Будет уличка - ходить да не широкая,
Путь-дороженька вот им да не торнешенька;
Без своего родителя, без батюшка…
«Как мне свекровушка Мужа-то звать?» – «Филя-простофиля, Филя кошачье вздыханье, Куричье шаганье, Овечье подоплечье, Свиное подбрюшье»
Старинная заонежская комическая песенка
Супруги Елизаровы, фото 19 века. Дом Елизаровых сохранен на о. Кижи
…Ты прощайся-ко,
рожёно мое дитятко,
С добрым хоромным построеньицем, Ты с новой любимой своей горенкой, Со этыма милыма подруженькам, Со этыма удалыма ты молодцам!
Вы простите, жалостливы милы сроднички, Ты прости-прощай, порода родовитая! Ко белому лицу прикладайтесь-ко! Вы простите-тко, поля хлебородные, Вы раскосисты луга сенокосные! День ко вечеру последний коротается, Красно солнышко ко западу двигается, Все за облачку ходячую теряется, Мое дитё в путь-дорожку отправляется! Вы идите-тко, попы-
отцы духовные, Отомкните Божьи церквы посвященные!..
*
*
ГЛАВНАЯ ВСТРЕЧА В ЖИЗНИ
О ЗЛЫДНЕ - МИРОВОМ ПОСРЕДНИКЕ...
Как найдет (наедет) мировой когда посредничек,
Как заглянет во избу да он во земскую.
Не творит да тут Исусовой молитовки,
Не кладет да он креста-то по-писаному...
Да он так же над крестьянством надрыкается,
Быдто вроде человек как некрещеной.
Он затопае ногама во дубовый пол.
Он захлопае рукама о кленовой стул,
Он в походню по покоям запохаживае,
Точно вихарь во чистом поле полетывае,
Быдто зверь да во темном лесу покрикивав...
В тот год необычайная
Звезда играла на небе;
Одни судили так:
Господь по небу шествует,
И ангелы его
Метут метлою огненной
Перед стопами божьими
В небесном поле путь;
Другие то же думали,
Да только на антихриста,
И чуяли беду.
Сбылось: пришла бесхлебица!
Брат брату не уламывал
Куска! Был страшный год...
Волчицу ту Федотову
Я вспомнила - голодную,
Похожа с ребятишками
Я на нее была!
Да тут еще свекровушка
Приметой прислужилася,
Соседкам наплела,
Что я беду накликала,
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.
За мужем, за заступником,
Я дешево отделалась;
А женщину одну
Никак за то же самое
Убили насмерть кольями.
С голодным не шути!..
Из поэмы Некрасова
Стихи Великого князя, "К. Р."
Умер бедняга в больнице военной, Долго родимый лежал. Эту солдатскую жизнь постепенно Тяжкий недуг доконал.
Рано его от семьи оторвали, Горько заплакала мать, Всю глубину материнской печали Трудно пером описать!
С невыразимой тоскою во взоре Мужа жена обняла, Полную чашу великого горя Рано она испила.
И протянул к нему с плачем ручонки Мальчик, малютка грудной… Из виду скрылись родные избенки, Край он спокинул родной.
В гвардию был он назначен, в пехоту, В строй наш на долгом пути, Сдали его в государственну роту Царскую службу нести.
С виду он был новобранец хороший, Бойкий, смышленый, живой, Кровь с молоком, во всю щеку румянец, Ну молодец-молодцом.
Цингу, и голод, и холод Русский солдат испытал, Все же перед самою смертью Он Порт-Артур вспоминал...
|
ЖИЗНЬ ВЕЛИКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭТЕССЫ Жизнь Ирины была похожа на жизнь тысяч безвестных русских крестьянок - детство в родительском доме, с крестьянским трудом с малых лет, и с огромной любовью родителей, замужество, в котором счастья было немного, была - жизнь, в трудах и заботах.. .Было и горе - Ирина на всю жизнь осталась хромой, упав с в детсве с лошади, и смерть двоих детей во младенчестве... Была неожиданная, а по сути, предопределенная удача - встреча с собирателями русской "старины", изменившая круто всю жизнь, было и нищенство, и достаток, и радость признания, и годы безвестности...Мы использовали в рассказе фотографии, которые помогут вам ярче представить окружавшую ее среду.Подробнее об этом - на странице нашего сайта "На Соломенской".Заказчики традиционно старались ладить с плотниками: считалось, что мастера "знают колдовство" и могут построить холодный и сырой дом. Чтобы задобрить, угощали чаем-водкой, дарили ситца на рубаху.Е.П. Барсов сообщает, что записывал от Ирины Андреевны он целый год, "при весьма неблагоприятных условиях: мы сидели с нею в маленькой каморочке, рядом с мастерской. Она диктовала при шуме и стуке рабочих". Ирина Андреевна должна была в течении дня кормить артельщиков. Всего работали пять человек. Через три года у Я.И. Федосова была уже своя столярная мастерская и даже какое-то число подмастерьев. Детей у Федосовых не было (двое родившихся детей умерли малолетними), усыновили сына брата Якова, Ивана. В [1884] году Ирина Андреевна овдовела вторично. наверх В. П. Кузнецова. И. И. Набокова. Д. Д.Амбросимова. Ирина Андреевна Федосова - вопленница и поэтесса. Издательский центр музея-заповедника "Кижи", Петрозаводск, 2011 год. С.В.Воробева. Родословия русских сказителей Заонежья. Институт языка, литературы и стории КНЦ РАН. Музей-заповедник "Кижи". Заонежское землячество. Петрозаводск. Изд-во ПетрГУ, 2006. Ирина Андреевна Федосова. Библиографический указатель. Составитель Н. А. Прушинская. Петрозаводск, 1997. ·Википедия ·Ирина Федосова. Избранное. Карелия. 1981.
|